Аксессуары для системных фотоаппаратов

К системным фотоаппаратам принято относить зеркальные и беззеркальные модели. Название «системные» они получили не просто так: эти камеры всегда требуют использования сменных аксессуаров, образующих систему. Сами аксессуары выпускаются в широком ассортименте разными производителями. Даже если вы купили зеркалку с «китовым» объективом, вы уже используете системный аксессуар — объектив. На его место всегда можно поставить другой, с наиболее подходящими для конкретных условий съемки характеристиками. А еще есть вспышки, дистанционные пульты, батарейные блоки… В этой статье мы кратко познакомим вас с тем, какие аксессуары для чего применяются.

 

Объективы

Объектив — неотъемлемая часть любой фотосистемы. Для каждой фотосистемы объективы свои. Здесь главная характеристика — это название байонета. Байонет вашей камеры и байонет объектива должны быть одинаковыми. Установка «неродной» оптики сегодня возможна, особенно внутри двух систем одного производителя, но часто требует использования переходников и почти всегда ведет к потере некоторых возможностей в работе с оптикой. Так что здесь совет простой: используйте тот объектив, который создан для вашей камеры.

Помните, что для одного байонета могут выпускать полнокадровые и неполнокадровые объективы. Последние стоят часто дешевле. Полнокадровый объектив можно установить и на полнокадровую, и на неполнокадровую камеру (с матрицей APS-C). В то же время неполнокадровый объектив физически не сможет сформировать изображения на всей полнокадровой матрице — будут оставаться темные края. Так в системе Canon EOS установка неполнокадровой оптики на полнокадровые зеркальные фотоаппараты и вовсе ограничена физически, в других системах предусмотрена возможность перевода фотоаппарата в «кроп-режим».

Если вы решили сменить объектив, руководствуйтесь простым принципом: сначала поснимайте на «китовый», чтобы понять, чем именно он вас не устраивает. Слабо приближает? Значит, нужен телеобъектив с большим фокусным расстоянием. Не влезает в кадр все, что хотелось бы снять? Вам нужен широкоугольный объектив с фокусным расстоянием меньше минимального в «китовом» объективе.

За размытие фона отвечает такой параметр, как светосила. Если вы хотите снимать портреты с красиво размытым фоном, понадобится светосильный объектив. Как правило, такие модели имеют фиксированное фокусное расстояние (без зума). Классическими считаются портретные объективы со светосилой f/1,8, f/1,4 или f/1,2 (последние стоят дороже всех) и фокусным расстоянием порядка 85 – 135 мм (или от 45 мм для системных камер Olympus и Panasonic).

Объективы делают не только производители фотоаппаратов, но и сторонние компании. Среди них есть именитые немецкие и японские бренды, а также корейские и китайские изготовители, чье качество как правило уступает фирменным аналогам. В общем случае лучше выбирать объектив того же производителя, что и камера. Использование сторонней оптики целесообразно в том случае, если вы точно знаете о совместимости конкретной модели с вашей камерой и о тех преимуществах, которые такая покупка обеспечит (например, цена или уникальные оптические характеристики).

Аксессуары для объективов

Современная фотосистема подобна матрешке. Даже к аксессуарам выпускаются дополнительные аксессуары. Для объектива это могут быть:

  • крышки (пригодятся в случае потери оригинальных);
  • бленды (позволяет защитить переднюю линзу от падения на нее косых солнечных лучей, исключая паразитные засветки и блики. К каждому объективу подходит только одна оригинальная бленда; бленда от другой модели, скорее всего, будет работать некорректно);
  • удлинительные кольца (ставятся между объективом и камерой, позволяя фокусироваться на более близком расстоянии для крупноплановой съемки (макросъемки). Чаще всего результат получается хуже, чем с настоящим макрообъективом, но и цена вопроса существенно ниже);
  • телеконвертеры или экстендеры (также устанавливаются между объективом и фотокамерой, позволяя увеличить фокусное расстояние объектива в 1,4 или 2 раза. Хорошая вещь для фотоохоты и съемки удаленных объектов. Минусов два: светосила системы понижается, автофокус начинает работать хуже или вовсе перестает работать (зависит от конвертера и объектива). Не все объективы поддерживают работу с телеконвертерами);
  • светофильтры (например, ультрафиолетовые, которые используют для физической защиты передней линзы объектива от грязи и пыли; поляризационные, делающие цвет в кадре более насыщенным, небо выразительным; нейтральные, они затемняют весь кадр, чтобы фотограф мог снимать с более длинной выдержкой; градиентные, которые затемняют часть кадра, компенсируя перепад яркости на снимке. Не старайтесь найти фильтр того же производителя, что и объектив — сторонние компании в их производстве преуспели больше).

Вспышки

Многие системные фотоаппараты имеют встроенную вспышку, которая может выручить фотографа, когда необходимо зафиксировать какой-то момент в условиях недостаточной освещенности. Но этим их сфера применения ограничивается — для всех остальных случаев лучше применять внешнюю вспышку. Большинство системных фотоаппаратов оборудовано креплением («башмаком») для их установки. Крепление стандартное, но расположение и функции электрических контактов в нем различаются у разных брендов. Поэтому нельзя поставить вспышку одного производителя на фотоаппарат другого. Есть сторонние компании, которые выпускают совместимые модели, но практика показывает, что по точности работы и надежности они все равно уступают оригинальным решениям.

Многие оригинальные модели поддерживают высокоскоростную синхронизацию, позволяя снимать с внешней вспышкой на любой выдержке. Это бывает полезно, когда вспышка используется для подсветки теней или локальной подсветки участка кадра при съемке с достаточным освещением, в том числе днем на солнце. Автоматический расчет мощности вспышки и всей экспозиции кадра, корректировка баланса белого с учетом работы вспышки даже в случае применения оригинальных корректирующих светофильтров — все это плюсы оригинальных вспышек.

Системные вспышки могут быть объединены в системы освещения с беспроводной синхронизацией. Таким образом хоть в лесу, хоть на пляже можно построить свою «студию», которая легко поместится в один-два фоторюкзака. Раньше синхронизация между вспышками была возможна только по оптическому каналу (они «переговаривались» между собой посредством коротких импульсов), но с 2016 года у крупнейших фотопроизводителей в линейке появились модели вспышек и радиосинхронизаторы, поддерживающие синхронизацию по радиоканалу.

Если же съемка ведется только с одной вспышкой, часто стоит задача «отделить» ее от камеры и расположить в стороне. Например, так можно снимать портреты на мероприятии, удерживая вспышку на вытянутой руке и получая более эффектное освещение в кадре. Для таких целей используется удлинительный кабель, соединяющий вспышку и камеру.

Батарейные блоки и сменные аккумуляторы

Ко всем без исключения системным камерам можно (и нужно!) приобрести дополнительный аккумулятор. У каждого фотографа бывают случаи, когда съемка прерывается из-за севшей батарейки. Поэтому второй, а иногда и третий аккумулятор — крайне необходимая вещь. Здесь также имеет смысл отдать предпочтение оригинальной модели. Практика показывает, что оригинал всегда работает дольше и стабильнее.

Для работы с несколькими аккумуляторами (например, этого требуют длительные видеосъемки фотоаппаратом) целесообразно приобрести дополнительные зарядные устройства: такие же, как шли в комплекте с камерой, или модели на два аккумулятора.

Для профессиональных и полупрофессиональных фотокамер выпускаются батарейные ручки. Они позволяют использовать одновременно два аккумулятора, что существенно повышает ресурс одной зарядки. К тому же, камера с двумя аккумуляторами сделает больше кадров в тех же условиях, чем фотоаппарат, в котором два аккумулятора будут работать по очереди. Но куда более важной является вторая функция батарейной рукоятки. Она позволяет более удобно удерживать фотоаппарат в вертикальном положении (портретная ориентация кадра), а многие кнопки на ней для этого дублируются. При длительной съемке у фотографа меньше устает рука, что сказывается на качестве снимков.

Поддержка питания от внешнего источника питания так или иначе реализована сегодня в большинстве системных фотоаппаратов. Она актуальна для работы в студиях или при павильонных видеосъемках.

Пульты дистанционного управления

Сегодня большинство современных фотоаппаратов поддерживают Wi-Fi с возможностью управления при помощи смартфона. Исключением являются лишь отдельные профессиональные модели. Однако и проводные дистанционные спусковые пульты не теряют своей актуальности. Ведь они просты, надежны и не тратят заряд фотоаппарата, в отличие от Wi-Fi. Но главное — они позволяют работать с режимом B (Bulb). Это режим ручной выдержки: сколько будет нажата кнопка спуска (на пульте есть специальный фиксатор для нее), столько и будет открыт затвор. Это требуется в ряде специфических съемок: астрофотография, ночные пейзажи, студийные съемки со световой кистью.

Проводные пульты полезны, когда вы просто снимаете с длинной выдержкой: они позволяют не сотрясать камеру на штативе нажатием кнопки спуска. Но здесь конкуренцию им составляют беспроводные инфракрасные пульты. Последние значительно удобнее, и их также можно применять для съемки автопортретов со штатива.

Аксессуары для видоискателя и экрана

Если вы ведете съемку на солнце, то можете использовать специальные бленды, которые крепятся на экран камеры. Они особенно популярны у видеографов, которые не могут работать с видоискателями.

Как и современный смартфон, экран фотоаппарата можно защитить от царапин с помощью пленок и защитных стекол.

Для отдельных моделей беззеркалок, лишенных встроенного видоискателя, его можно докупить как отдельный аксессуар. Как правило, такие видоискатели обладают поворотной конструкцией и позволяют более удобно снимать с нижней точки или над головой. Для зеркальных камер выпускаются угловые насадки на видоискатель, которые являются чисто оптическими приборами. Они выполняют ту же функцию, что и поворотный электронный видоискатель.

Наконец, аксессуар, актуальный только для зеркальных фотоаппаратов — сменный фокусировочный экран. Возможность его смены есть только в профессиональных и полупрофессиональных моделях. Служит он прежде всего для облегчения ручной фокусировки. Из-за более сильного матирования сменный экран способен точнее показать фотографу зону резкости при ручной фокусировке. Дополнительно такие экраны могут оснащаться фокусировочными клиньями (клиньями Додена). Это еще один инструмент для ручного наведения на резкость. Раньше были популярны сменные фокусировочные экраны с сеткой кадрирования, но сейчас необходимость в них все чаще исчезает: сетка кадрирования и другая информация в топовых зеркалках выводится на ЖК-экран в видоискателе.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.
13 февраля 2017
Ищем авторов
Хотите опубликовать свою статью или подборку на Яндекс.Маркете?
Напишите нам