Играем всей семьей в настольные игры

Настольные игры для детей можно разделить на три типа: обучающие, снисходительные, где ребенку достаются более легкие задания, чем взрослым, и те, в которые взрослые и дети играют на равных.

 

Обучающие игры

Чтобы заинтересовать ребенка обучающими играми (дженга, мемо, викторины), родителям нужно активно участвовать в процессе. Здесь взрослый, скорее, ведущий, чем игрок. 

Начните с игр, развивающих пространственное мышление и мелкую моторику, например, где нужно из деревянных кирпичиков построить самую высокую башню. Более сложный вариант — постараться, чтобы она не упала, когда игроки будут по очереди вытаскивать из нее кирпичики. Расскажите ребенку сказку о злом колдуне, который заколдовал принцессу, и для ее освобождения необходимо разрушить башню.

Если ребенок любит «Пиратов Карибского моря», ему понравится игра «Не раскачивай лодку!», в которой пингвины-пираты хотят захватить корабль с сокровищами. На море шторм, поэтому шхуну бросает на волнах из стороны в сторону, и ребенку нужно помочь пиратам забраться на палубу, вскарабкаться на мачту или рею.

Снисходительные игры

В снисходительных играх (бродилки, ассоциации, головоломки) принимают участие дети и родители, но малышам легче справиться с заданиями. Так, для игры «День вождей» все задания придумывали дети, поэтому их сверстникам интереснее бросать кубики, ходить по полю и выполнять необычные задания: вытаскивать из муки конфеты, прыгать с дивана, залезать в шкаф и говорить всем, что ты мышь. Задания не сложные, но не каждый родитель отважится на такие приключения.

Если ребенок не очень хорошо запоминает правила и выполняет задания, попробуйте поиграть в командные игры, где победителем становится целая команда, поэтому у более взрослых игроков есть возможность помочь младшим участникам. Например, вместо вечерней сказки поиграйте в «Совушки, ау!», в которой игроки должны помочь всем совушкам вернуться в гнездо и лечь спать. Сначала ребенок старается как можно быстрее довести до гнезда свою совушку, но потом понимает, что эффективнее действовать сообща.

Игры для взрослых и детей

Детям более старшего возраста нравятся игры, созданные по мотивам взрослых наборов (экономические игры, «морской бой», домино, лото). У них такие же правила, и все участники находятся в одинаковых условиях. Но здесь отсутствует агрессия, никто не умирает, и шутки более нейтральные.

Любителям страшилок будет интересно поиграть в «Зомби в доме». В отличие от взрослой игры, в детской версии зомби очень милые, и у них целы все конечности. Они живут в старинном особняке, кишащим ядовитыми пауками и злыми псами. Задача игроков — заколотить окна и двери в доме, найти полезные предметы и победить потустороннюю нечисть.

Играем с пользой

Согласно нашим исследованиям, игры повышают успеваемость по школьным предметам, развивают логику и коммуникативные навыки. Мы обратились к детским психологам и предложили учащимся трех классов поиграть после школы в настольные игры. Учащиеся других трех классов после уроков сразу уходили домой. Исследование длилось полгода, и до его начала психолог выделил несколько контрольных показателей, по которым отслеживал изменения в середине и в конце исследования. Результаты сравнивались с контрольной группой — детьми, которые не играли в настольные игры.

У игроков в «Улей» повысилась концентрация внимания: ребята стали внимательнее слушать учителя и быстрее запоминать новую информацию. Задача игрока — окружить фишками-насекомыми королеву улья, которая принадлежит сопернику. У каждого насекомого свои способности, например, муравей перебегает по краю улья на любое количество шагов, а кузнечик прыгает и перелетает по прямой через насекомых противника.

Играя в «Данетки» ребенок начинает нестандартно мыслить, фантазировать, учится общаться и последовательно высказывать свое мнение. Во время игры ведущий читает историю, а игроки задают вопросы и постепенно разгадывают, что произошло на самом деле. Например, из трамвая выбежал человек, а за ним второй с криками: «Забирай все, но билет верни!» Что произошло? Ответ: карманник украл у пассажира кошелек, в котором был выигрышный лотерейный билет на большую сумму. Пассажир вовремя заметил пропажу и погнался за вором.

Игроки в «Испорченный телефон» начали лучше понимать друг друга, нашли новых друзей и стали вести себя более открыто. Согласно правилам, первый игрок берет карточку со словом, рисует его и передает другому игроку. Второй участник угадывает слово и пишет его в блокнот. Третий участник опять рисует. И так продолжается до тех пор, пока игроки не угадают слово, которое было у первого игрока.

Рекомендации по возрасту

При выборе игры ориентируйтесь на рекомендации по возрасту, указанные на упаковке. Если у игры сложный сюжет, множество дополнительных гаджетов, интерактивное поле и маркировка 14+, то семилетний ребенок, скорее всего, не поймет, как в нее играть. Для детей шести-девяти лет подойдут игры, которые помогут подготовиться к школе и освоить простые операции: счет, чтение, рисование.

В игре «7 на 9» на стол кладется карта с большой цифрой, например, 5 и маленькой — 3. Маленькая цифра означает число, которое нужно прибавить или вычесть из 5, то есть сверху нужно положить 8 или 2. В игре нет ходов, игроки кладут карты в тот момент, когда понимают, что у них есть подходящая. Чтобы избавиться от всех карт и выиграть, придется очень быстро считать.

В игре «Эврика» у игроков есть карты с символами и темами. Когда символы совпадают, один игрок должен первым назвать пример слова — книгу, фильм, десерт или обувь с карты противника.

В «Таракане» нужно обмениваться с другими участниками картами и собирать семьи, например, две собаки и щенок или мама, папа, дочка. Главное — не вытащить таракана. У него нет пары, и игроки используют его как секретное оружие против других участников.

В «Шустрых гномах» игроки охраняют пещеру, собирают наборы из драгоценных камней и насылают волшебный туман на конкурентов.

В «Хамелеоне» тоже нужно собирать наборы из карточек, но в отличие от «Таракана», не обмениваться с другими игроками, а хлопать их по рукам.

Играть в «Лови лося» можно с четырех лет, но детям постарше она тоже наверняка понравится. Раздающий игрок вручает участникам карты с разноцветными лосями и лесниками. Если игрок вытаскивает лесника, он говорит: «лесник», а если лося — «лось» и хлопает рукой по колоде того цвета, каким был лось на карте.

С детьми семи-десяти лет можно составлять слова в классическом «Эрудите» или «Скрабл», найти на необитаемом острове золотые монеты и придумать, как унести их на корабль в игре «Шакал», играть в индейцев и раскладывать на земле магические символы в игре «Убонго». Экспресс-развлечение — игра «Ответь за 5 секунд». Ведущий задает вопрос, и если участник отвечает на него за 5 секунд, то двигается дальше по игровому полю.

Старшеклассникам можно поиграть в кино-литературный «Крокодил», где придется объяснять сериал «Скорая помощь», рисовать Каспера и показывать Тома Круза. В игре «БУМ!» нужно угадать знаменитость по одному имени, в «Космодроме» собрать ракету, в «Спорим!» высказать свою точку зрения, а в «Нефариусе» принять участие в эксперименте.

Справочная статья, основанная на экспертизе автора.
13 ноября 2016
Журнал Маркета ищет авторов
Ваш совет поможет многим
Стать автором