Как помочь ребенку
определиться с будущей профессией

Сначала все дети хотят стать волшебницами и супергероями, потом — полицейскими, актрисами, дрессировщиками и балеринами. Но каждый родитель задумывается о том, какую профессию на самом деле выберет ребенок и как ему в этом помочь.

 

Модель «хочу-могу-надо»

Профориентация проводится с человеком вне зависимости от его пола, возраста и даже уже существующей сферы деятельности. Схема профориентации, которая всегда выстраивается психологом, легко вписывается в модель «хочу-могу-надо». Она эффективна не только для взрослых, но и для детей, которым родители хотят помочь выбрать будущую профессию или хотя бы мечту.

Чем раньше ребенок определится с профессией, тем проще ему будет в будущем: можно пойти в специализированную школу, начать заниматься в спортивных или художественных студиях. Конечно, лучше рассматривать разные варианты, если малыш передумает или разлюбит спорт, он сможет найти новые пути для самореализации.

Первый элемент «хочу»

Во время обсуждения первой составляющей «хочу» человек рассказывает о своих желаниях. Взрослые обычно делятся детскими мечтами о какой-то профессии или говорят о том, чего им хочется добиться в будущем. Такая схема применяется и в работе с детьми: разговаривайте с ребенком, спрашивайте, что ему интересно, рассказывайте о своей профессии и предлагайте поиграть в тематические игровые наборы, например, в конструктор, где пожарные выезжают на вызов и тушат горящее здание или кукольный набор с ветеринарной клиникой, детской больницей или школой. В игре ребенку проще понять, что ему интересно. Играя в наборы, имитирующие работу врача, повара, строителя или посещая тематические парки профессий, ребенок раскрепощается и начинает самостоятельно принимать решения: он сам определяет, кем он сегодня будет и захочет ли завтра продолжить игру. 

Очень часто взрослые стараются навязать ребенку свой сценарий жизни или не исполненные мечты. К сожалению, в этом случае, таланты ребенка могут остаться нераскрытыми.

Второй элемент «могу»

В процессе обсуждения второго элемента «могу» человек рассказывает о своих возможностях и способностях. Все мы очень разные: кому-то нравится сидячая работа или работа с цифрами, а кто-то хочет рисовать, писать книги или плавать на длинные дистанции. На этом этапе учитываются физиологические способности. Если у человека проблемы с сердцем, то в космос он не полетит, а если плохое зрение, ему не доверят штурвал самолета.

В дошкольном возрасте довольно сложно определить, какие предпочтения будут у ребенка в старших классах, но уже можно увидеть, к чему у него есть интерес и способности. Наборы для творчества (самоучители по рисованию, наборы для шитья, бисероплетения, аппликации и декорирования), конструкторы, спортивные уголки, кукольные наборы, где нужно ухаживать за младенцами, дрессировать или лечить животных, помогут определиться хочет ли он спасать мир, лечить людей, снимать кино, расследовать похищения или рисовать детские книжки.

Ребенок должен понимать, в чем будет заключаться его работа. В «Кидзании» многие дети хотят стать кассирами. Если ребенок выбрал эту профессию, спросите его, почему он выбрал именно ее и расскажите, что вы знаете о ней. Малыш может думать, что кассиру принадлежит весь магазин и по вечерам он забирает себе домой все шоколадки и мороженое, а заодно и всю кассу.

Обсудите с ребенком, что у него хорошо получается, что он уже умеет делать и чему предстоит научиться. Если малыш решил связать свою жизнь с покорением высот, в тематическом парке профессий он сможет попробовать себя в роли промышленного альпиниста или пройти полосу препятствий на стройке.

Играя в пластилиновые наборы, где нужно вылечить зубы пациенту, украсить торт или тонко раскатать пластилиновое тесто, ребенок сможет совершить действия, которые каждый день делает стоматолог или кондитер. А раскрашивая керамические фигурки или нанизывая бусины на леску, узнает, чем занимается художник и дизайнер украшений.

Третий элемент «надо»

На третьем этапе «надо» рассматриваются потребности общества и возможности рынка труда — его загруженность и регион, в котором проводится профориентация, а также учитывается спрос на профессию в будущем.

Идеальная профессия находится на пересечении сфер «хочу-могу-надо». Важно объяснить ребенку, что мир изменяется, и какие-то профессии уходят в прошлое. Возможно, придется обратиться за помощью к специалистам, которые смогут дать прогнозы на ближайшие пять, десять или даже пятнадцать лет.

Справочная статья, основанная на экспертизе автора.
9 декабря 2016
Журнал Маркета ищет авторов
Ваш совет поможет многим
Стать автором