Как выбирать легкосплавные диски

Штампованные колесные диски при всех своих достоинствах имеют два важных недостатка — они тяжелые и выглядят непрезентабельно. Легкосплавные колеса улучшают скоростные характеристики автомобиля, а главное — дополняют дизайн машины. На рынке можно найти как самые простые модели из литого алюминия, так и многосоставные кованые диски, которые украсят любой спорткар.

Из чего делают диски

Самые популярные автомобильные диски производят из сплавов на основе алюминия. Реже применяются металлы с добавлением магния — такие колеса прочнее и легче, но они дороже, и их сложнее найти, а вдобавок такие диски неремонтопригодны. Также они могут покрыться коррозией при повреждении внешнего покрытия.

Виды легкосплавных дисков

Легкосплавные колеса бывают литыми, коваными и сборными. Самые распространенные — литые — отличаются низкой ценой и имеют большие возможности для дизайнерских изысков, однако они не самые прочные и наименее пластичные: при сильном ударе могут помяться, треснуть или расколоться.

 

Кованые колеса изготавливают методом горячей объемной штамповки из алюминиевых сплавов с содержанием магния и титана. Эта технология обеспечивает создание изделий с качественной внутренней структурой металла. Ковка отличается низким весом и пластичностью. При сильном ударе она ведет себя как штампованное стальное колесо — не трескается, а мнется, что оставляет шансы на восстановление диска.

Самый редкий вид дисков — сборные. Их элементы изготавливаются из разных материалов и по разным технологиям, например, кованый обод из алюминиевого сплава и титановый или литой алюминиевый диск. Поэтому поврежденные элементы диска можно заменять отдельно друг от друга.

Подбор по параметрам

Допустимые размеры колес указываются в руководствах по эксплуатации — для каждой модели автомобиля может быть предусмотрено несколько типоразмеров. Рекомендаций нужно придерживаться: существенные изменения предписанных конструкторами параметров могут сказаться на ресурсе элементов ходовой части и управляемости автомобиля.

Монтажный (посадочный) размер — это диаметр окружности колеса в дюймах (например, 15 или 17). В зависимости от размера шин он может меняться на один-три дюйма. Чем больше размер колеса, тем больше его неподрессоренная масса, а это значит, что нагрузка на детали подвески увеличивается, в то время как плавность хода машины ухудшается.

Ширина беговой части колеса также указывается в дюймах, в списке параметров она обозначается буквой J (например, 6,5J). От этого параметра зависит и допустимая ширина применяемых шин. Увеличение ширины колеса вкупе с более широкими покрышками несет некоторые плюсы (может положительно сказаться на тормозной динамике и запасе по боковым нагрузкам), однако, как и в случае с посадочным диаметром, ведет к повышению массы колеса со всеми вытекающими последствиями. Вдобавок с широкими колесами на автомобиле сложнее ездить по колее.

Не менее важный параметр — вылет колеса (обозначается ЕТ). Это расстояние в миллиметрах от привалочной плоскости крепления диска к ступице до продольной оси симметрии диска. Вылет может быть положительным, отрицательным или нулевым: если ось симметрии колеса находится ближе к центру оси автомобиля, чем привалочная плоскость, то вылет положительный, а если, наоборот, находится снаружи за привалочной плоскостью, то отрицательный, если они совпадают — вылет нулевой. Чем меньше вылет, тем больше колесо выступает наружу. Отклонение вылета от допустимого не только увеличивает или уменьшает колею, но и ведет к ускоренному износу элементов ходовой части — в первую очередь ступичных подшипников. Вдобавок выпирающее наружу колесо с уменьшенным вылетом нарушает расчетное плечо обкатки, что сказывается на возвращающем усилии и реактивном действии рулевого управления. А при слишком большом вылете колесо может просто не встать, так как будет задевать детали тормозов или подвески.

Не удастся прикрутить колесо и при неправильной разболтовке PCD (Pitch Circle Diameter) — диаметре окружности, на которой располагаются крепежные отверстия. Например, на вазовских колесах указано 4×98, что означает четыре отверстия на окружности 98 мм. Отклонения здесь недопустимы! Многие иномарки имеют близкий PCD 4×100, но их колеса невзаимозаменяемы с таковыми у Лады. При кажущейся несущественной двухмиллиметровой разнице в диаметре окружности правильно затянутой окажется лишь одна колесная гайка или болт, а три остальные будут смещены относительно центров своих отверстий — то есть ось колеса не совпадет с осью автомобиля, что вдобавок к ненадежному креплению колеса вызовет дисбаланс.

Также важна и форма крепежных отверстий, точнее их внешняя, прилегающая к гайке или болту ответная часть. Она бывает конической, реже — полусферической и еще реже — плоской Для надежной фиксации форма отверстий должна полностью соответствовать крепежу.

Еще один немаловажный параметр колеса — диаметр центрального отверстия (ЦО), который измеряется в миллиметрах. Если ЦО меньше посадочного кольца на ступице, колесо установить не получится. Диск с ЦО больше расчетного прикрутить можно, но одной только затяжки крепежом для его точного позиционирования недостаточно — для центровки на ступице потребуются центровочные шайбы.

Цены на колеса одного типа изготовления и размера могут серьезно отличаться. Главное — не гнаться за дешевизной и купить качественные оригинальные сертифицированные колеса. Безопасность дороже.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.
29 декабря 2017
Перейти к выбору легкосплавных колес
Ищем авторов
Хотите опубликовать свою статью или подборку на Яндекс.Маркете?
Напишите нам