Как выбрать фотовспышку

Практически все современные фотоаппараты имеют встроенную вспышку, которая помогает сделать снимок даже в полной темноте. Но в серьезной репортажной съемке и тем более в художественной фотографии встроенная вспышка неприменима по двум причинам: ее мощность сравнительно мала, а свет может быть направлен только вперед, непосредственно на объект съемки, что является не самым выгодным видом освещения. Поэтому для качественной фотосъемки с недостаточным освещением может понадобиться внешняя вспышка.

 

Производитель

Чтобы раз и навсегда разобраться в вопросе выбора производителя внешней фотовспышки, нужно понять, как она работает и взаимодействует с камерой. Например, для автоматического определения мощности импульса вспышка перед съемкой делает предварительный оценочный импульс. Камера замеряет освещенность снимаемого объекта по этому импульсу и сообщает результат вспышке. Все это происходит за тысячные доли секунды в момент нажатия кнопки спуска на фотоаппарате. Лишь после этого открывается затвор и начинается экспозиция кадра, а вспышка освещает снимаемый объект уже основным, мощным импульсом. Так работает режим TTL.

В современных фотоаппаратах применяются усовершенствованные версии режима TTL – E-TTL II или i-TTL. Они точнее и более универсальны, поскольку используют дополнительную информацию от камеры и объектива. Для обмена информации между камерой и вспышкой каждый производитель фотоаппаратов использует свой закрытый протокол. Поэтому лучшим решением будет покупка вспышки той же фирмы, что произвела фотокамеру. На рынке представлено множество сторонних производителей, которые выпускают вспышки, совместимые с разными камерами. Часто они стоят существенно дешевле фирменных аналогов. Но точность и стабильность работы таких вспышек с фотоаппаратом никто не гарантирует.

Тип вспышки

Если фотограф не предъявляет особых требований к специфике съемки, ему подойдет обычная вспышка.

Любителям макрофотографии рекомендуются двухламповые вспышки, с которыми можно фотографировать с минимального расстояния, закрепив лампы на объективе камеры и направляя их свет на объект съемки под требуемым углом. Как правило, двухламповые вспышки позволяют регулировать соотношение мощностей, так что у фотографа есть возможность буквально создать микрофотостудию перед объективом фотоаппарата.

Разновидностью макровспышек являются кольцевые вспышки. Зачастую они также состоят из двух ламп с возможностью изменения мощности каждой. Но положение этих ламп в пространстве всегда фиксированное. Кольцевая форма таких вспышек позволяет создавать бестеневое освещение, что особенно важно в документальной и технической фотографии. Впрочем, и в художественных целях этот эффект тоже можно использовать.

Поворотная головка

Поворотная головка — это, пожалуй, главное преимущество больших внешних вспышек перед встроенными. С нею можно направить поток света не только прямо на снимаемый объект, но и в сторону какой-либо отражающей поверхности. Самым простым примером может служить съемка со вспышкой в потолок. В этом случае свет отражается от потолка и заливает равномерно все пространство перед фотографом, не образуя резких теней. Направив вспышку вбок, в светлую стену или отражатель, можно сымитировать мягкий свет от окна. Работа с отраженным светом — лучшее решение для съемки портретов в помещении. Чтобы получить максимальную свободу творчества, нужно выбирать вспышку с возможностью поворота головки в двух плоскостях.

Мощность

На мощность вспышки косвенно указывает ее ведущее число. Разные производители измеряют эту величину немного по-разному, но всегда сохраняется соотношение: чем больше ведущее число, тем мощнее вспышка. Высокая мощность оказывается особенно востребованной при съемке с отраженным светом. Выбирать самую мощную вспышку вовсе не обязательно. Для любительских съемок, в том числе и с отраженным светом, вполне можно использовать вспышки не с максимальным, а со средним ведущим числом – от 28 до 43 (в зависимости от производителя).

Вспышки с ведущим числом более 43, как правило, относятся к топовым профессиональным моделям. Они мощнее, обладают множеством тонких настроек и дополнительных функций, но и стоят дороже. Большее ведущее число позволяет снимать с отраженным светом в больших помещениях с высокими потолками.

Ведущее число менее 28 также позволит работать с отраженным светом, но только когда расстояние до отражающей поверхности не слишком большое, например, при съемке в обычной квартире.

Автоматический и ручной зум

Почти все современные вспышки умеют автоматически изменять угол освещенности в зависимости от фокусного расстояния объектива. Это очень полезная функция, которая помогает экономить заряд батареи, но она работает только с фирменными объективами, которые могут сообщать фотокамере информацию о текущем фокусном расстоянии. Если часто приходиться снимать с неоригинальной оптикой, рекомендуется выбрать вспышку с возможностью ручного зумирования.

Режимы синхронизации

Вспышка нужна не только для съемок в темноте – часто она используется и при съемке в солнечный день, чтобы подсветить слишком темные тени на снимке. Но из-за особенностей конструкции механических затворов фотоаппаратов снимать с короткими выдержками днем могут не все вспышки, а только имеющие FP-синхронизацию.

Многие современные вспышки могут работать в беспроводном режиме отдельно от камеры в качестве ведомых. Но не всякий фотоаппарат может заставить их срабатывать. Обычно для этого используется еще одна фотовспышка, выступающая в роли ведущей. Обратите внимание: если ведомой может быть практически любая вспышка, то ведущей — чаще всего дорогая топовая модель.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.
1 октября 2015
Перейти к выбору фотовспышки
Журнал Маркета ищет авторов
Ваш совет поможет многим
Стать автором