Как выбрать игровой компьютер

Игровой компьютер — это мощный ПК, который может использоваться не только для развлечения. Машина с такой производительностью позволяет на профессиональном уровне работать с графикой, монтировать видео и заниматься 3D-моделированием.

Процессор

Процессор — это сердце компьютера, вокруг которого собрана вся система. От него зависит выбор материнской платы, он косвенно влияет на подбор видеокарты, оперативной памяти и некоторых других компонентов системы.

Сейчас на рынке фигурируют решения только двух производителей: Intel и AMD. Процессоры AMD в целом уступают Intel по производительности, поэтому их используют для сборки бюджетных ПК.

При покупке процессора нужно обратить внимание на сокет (socket) — тип разъема на материнской плате, куда будет установлен процессор. Процессоры с одним типом сокета совместимы только с такими же материнскими платами. Поэтому часто замена процессора приводит к замене и материнской платы – это следует учесть при возможных будущих апгрейдах системы. Актуальные сокеты Intel на данный момент: LGA1151 и LGA2011-3.

Другие важные параметры: количество ядер (они позволяют выполнять многопоточные операции, оптимальное значение — четыре ядра), частота процессора (оптимально 3,2 – 3,6 ГГц с возможностью разгона до 3,9 – 4 ГГц), объем кэша и наличие разблокированного множителя для ручного разгона процессора.

При сборке мощной игровой системы лучше выбирать между процессорами из линейки Intel Core i5 и i7 — эти процессоры полностью раскрывают возможности всей системы в целом. Intel Core i3 можно также использовать для сборки игрового компьютера, но через пару лет система начнет терять актуальность. К тому же такие процессоры не смогут полностью раскрыть потенциал системы с двумя видеокартами. Многопоточность топовых решений из линейки Intel Core i7 даст значительный прирост производительности при работе в графических редакторах и вычислительных программах. Самыми актуальными моделями на данный момент выступают процессоры из семейства шестого (Sky Lake) и седьмого (Kaby Lake) поколения.

Материнская плата

При выборе материнской платы нужно учитывать ее размер (форм-фактор) и разъем для установки процессора (socket). От выбора первого зависят габариты системы — можно собрать как компактный игровой компьютер, так и более массивную систему, а от второго — поддерживаемая модель процессора. Основными форматами являются ATX, E-ATX и micro-ATX.

Стандарт для большинства плат ATX-формата — наличие четырех слотов для оперативной памяти, для экстремально мощных компьютеров — восемь слотов, а в небольших материнских платах формата micro-ATX или mini-ITX можно встретить всего лишь два слота.

Еще одним важным параметром является наличие нескольких PCI-E x16 слотов — они используются для установки нескольких видеокарт в связке SLI или CrossFire. Поэтому хорошие материнские платы имеют как минимум два слота для установки видеокарт.

Чипсет определяет возможности системы: разгон процессора, количество поддерживаемых разъемов подключения SATA и USB, максимальнаую частоту оперативной памяти и различные дополнительные функции: наличие Wi-Fi адаптера, поддержку работы нескольких видеокарт в связке.

Для процессоров Intel актуален сокет LGA1151 (для Intel Core i3 / i5 / i7) и сокет 2011-v3 (для самых производительных систем). При покупке процессора Intel новых поколений не потребуется менять материнскую плату, так как ее сокет совместим и с новым, и с предыдущим поколением. Далее остается выбрать только чипсет, который отвечает за количество линий PCI Express, количество USB-портов и количество SATA-подключений. Все эти спецификации очень подробно расписаны на сайтах производителей. Например, чипсеты с приставкой «Z» ориентированы на энтузиастов-оверклокеров, которые покупают процессоры с разблокированным множителем для разгона системы.

Актуальные чипсеты материнских плат для последних семейств процессоров Intel: H110 / B150 / H170 / Z170 Express — они были представлены вместе с выходом Sky Lake, а также B250 Express, H270 Express и Z270 Express — они были представлены вместе с Kaby Lake.

Система охлаждения процессора

Чем больше кулер, тем больше полезная площадь рассеивания тепла и тем эффективней происходит охлаждение процессора. Для разгона процессора берут массивные башенные кулеры, для обычной работы достаточно и простой «башни».

Большие вентиляторы вкупе с радиатором занимают больше места внутри корпуса, но обеспечивают лучшее охлаждение и в целом работают тише из-за невысокого количества оборотов лопастей в минуту. Компактные кулеры применяются при сборке небольших систем, но они больше шумят и вибрируют.

В первую очередь нужно смотреть на совместимость кулера с сокетом процессора. При выборе башенного кулера необходимо также учесть его высоту, чтобы он смог поместиться в корпус, и толщину — для совместимости с высокими радиаторами оперативной памяти.

Помимо воздушных систем охлаждения в сборках современных игровых компьютерах используют и системы водяного охлаждения (СВО). Они бывают двух типов: сборные по замкнутому контуру, а также самосборные СВО, где все компоненты подбираются и собираются вручную. Плюсы СВО по замкнутому контуру в том, что пользователю поставляется готовая система для охлаждения процессора или видеокарты, которую не требуется обслуживать. Однако у таких СВО отсутствуют возможности модификации, и потому с некоторыми аспектами системы придется мириться. Например, недостаточное охлаждение при высокой нагрузке или невозможность расширить контур для обслуживания процессора и видеокарты одновременно. В некоторых случаях замкнутые СВО могут быть менее эффективными и более дорогими, нежели проверенные временем башенные кулеры.

В то же время самосборные СВО активно используют энтузиасты, которые стремятся собрать производительную, тихую и уникальную систему. В такой системе можно выбрать все детали: количество контуров и обсуживаемых компонентов, начиная от процессора, заканчивая видеокартой и ОЗУ, помпу и ее мощность, водоблок, радиатор и фитинги с различными формами и вариантами соединений. Огромным плюсом в самосборной СВО является возможность кастомизации: можно выбрать цвет циркулирующей жидкости, установить собственную систему освещения. Но у такой системы есть два значительных минуса: высокая цена и необходимость регулярного технического обслуживания: проверки соединений и замены жидкости в контуре.

Видеокарта

Без хорошей дискретной видеокарты не обходится ни один игровой компьютер: встроенный в процессор графический чип не «вытягивает» большинство современных игр даже на минимальных настройках.

Основными производителями видеокарт являются AMD и NVIDIA. Первые горячее и шумнее, чуть менее энергоэффективны, менее производительны и в целом дешевле; вторые немного тише, обладают более высокой производительностью, хорошими показателями энергоэффективности, но и стоят дороже.

Самые актуальные линейки на данный момент — NVIDIA GeForce GTX 1000-й серии и AMD Radeon 400-й серии. Видеокарта — одна из самых дорогих частей ПК, поэтому в некоторых случаях есть смысл взять видеокарту из прошлогодней линейки, которая также поддерживают все современные технологии, но стоит значительно меньше. Само собой, что у такой видеокарты меньший задел по производительности на будущее.

Выбор графической карты довольно прост: чем выше позиция в линейке, тем выше производительность графического чипа. При выборе одной модели у различных производителей следует смотреть не только на систему охлаждения, но и на объем памяти видеокарты, частоту графического чипа, частоту памяти, разрядность шины и возможные варианты подключения мониторов.

Для сборки хорошего игрового компьютера для игр в формате Full HD (1920x1080) будет достаточно видеокарты уровня NVidia GeForce GTX 1060 / GTX 1070 или AMD Radeon RX 460 / RX 470. Для сборки продвинутого игрового компьютера с поддержкой Quad HD (2560x1440) и возможностью выбора максимальных графических настроек используют карты NVIDIA GeForce GTX 1080 / AMD Radeon RX 480. А для самых мощных игровых систем с поддержкой нескольких мониторов или разрешения 4K потребуются как минимум две топовые видеокарты в связке SLI или Crossfire.

Оперативная память

Оперативная память (ОЗУ) предназначена для хранения временных данных, например, игровых текстур. Актуальный стандарт оперативной памяти — DDR4. Для большинства современных задач будет достаточно от 16 до 32 Гб оперативной памяти, минимум — 8 Гб.

При выборе оперативной памяти опираются на объем каждого модуля и его тактовую частоту. Отдача при покупке высокочастотных комплектов памяти обратно пропорциональна вложениям: при невысоком приросте производительности стоимость каждого модуля будет значительно выше, оптимальный вариант: 2400 – 2800 МГц. Также следует обращать внимание на радиаторы оперативной памяти, которые могут быть несовместимы с некоторыми воздушными системами охлаждения процессора.

При выборе высокочастотного комплекта памяти нужно смотреть на максимальную частоту, которая поддерживается процессором. Если частота памяти выше, она будет автоматически снижена до той, которую способен поддерживать процессор, и возможности ОЗУ будут раскрыты не полностью.

Твердотельные и жесткие диски

В игровом компьютере чаще всего используется гибридная система: на твердотельном (SSD) диске установлена система и сопутствующие программы, а для хранения пользовательских файлов лучше использовать более емкие и дешевые жесткие диски (HDD).

SSD бывают с двумя типами памяти: TLC и MLC. Разница между ними — в способе хранения информации, но важнее различия на практике. MLC-память в целом надежнее, имеет большее количество циклов перезаписи, однако TLC-память дешевле и доступнее. Современные твердотельные накопители строятся по технологии 3D NAND, и здесь грань между TLC и MLC памятью становится практически неощутимой — ресурс записи и скорость доступа у таких накопителей выше, по сравнению с предшественниками.

Помимо стандартного 2,5” форм-фактора SSD и стандартного подключения через SATA-III все большее распространение получает новый формат M.2, который имеет разъем прямо на материнской плате. По скорости работы он превосходит стандартные SSD-решения в несколько раз. Разъем на материнской плате и отсутствие проводов позволяют сэкономить место при сборке системы в компактном корпусе.

Самое последнее веяние в твердотельных накопителях — формат U.2, работающий по новой спецификации NVMe, разработанный специально для твердотельных накопителей. Этот формат призван сохранить универсальность подключения — он имеет такой же 2,5” форм-фактор, что и обычные SSD, и также подключается с помощью кабеля, но использует линии подключения PCIe, а не SATA, как это было с первыми твердотельными накопителями, и потому обеспечивает максимальную пропускную способность.

Оптимальный объем SSD-накопителя: 256 – 512 Гб, а размер жесткого диска для хранения данных ограничен лишь количеством файлов. В большинстве случаев для хранения файлов достаточно 2 – 4 Тб. Выбирать жесткий диск следует исходя из принципа «объем/цена». Чем выше скорость вращения HDD, тем быстрее происходит обращение к файлам, но высокая скорость вращения шпинделя может вызвать более интенсивную вибрацию и шум.

Блок питания

Чем выше мощность всей системы, тем более производительный блок питания (БП) ей нужен, особенно в компьютерах с несколькими видеокартами. Далее следует смотреть на сертификат 80 PLUS — он показывает, какой КПД выдает блок питания по сравнению с его заявленной мощностью. Оптимальным вариантом по соотношению цены и качества является сертификат 80 PLUS Gold.Для средних сборок с одной видеокартой будет достаточно блока питания на 500 – 600 Вт по спецификации 80 PLUS Bronze. Для мощных систем с парой видеокарт и большим количеством дисков 600

Вот лучше брать БП минимум на 700 – 800 Вт по спецификации 80 Plus Gold для стабильной работы без просадок по напряжению.

На блоке питания не следует экономить, поскольку замена вышедших из строя компонентов обойдется дороже, к тому же на качественные блоки питания производителем дается многолетняя гарантия.

Корпус

Главный параметр при выборе корпуса — его совместимость с форматом материнской платы — в большинстве случаев это ATX. Все корпуса можно разбить на два вида: тихие и продуваемые. Первым требуется больше установленных внутрь вентиляторов для охлаждения всех компонентов, но они обеспечивают более тихую работу компьютера. Продуваемые корпуса отличаются «дырявым» корпусом, а потому все компоненты в них хорошо охлаждаются, но шумят они ощутимо сильнее.

При выборе любого корпуса особое внимание следует обратить на то, какой максимальной высоты кулер может в него поместиться. С водяной системой охлаждения таких проблем не бывает, так как водоблок, установленный на процессор, имеет незначительную высоту. Однако в случае с СВО придется искать место для радиатора, особенно если он двух- или трехсекционный.

При выборе корпуса надо учитывать количество посадочных мест под жесткие и SSD-диски. Обычные жесткие диски устанавливаются в 3,5” разъемы, твердотельные накопители — в 2,5” разъемы, а под DVD-приводы остаются 5,25” посадочные места, но в современных корпусах их количество сокращается, в некоторых корпусах они полностью отсутствуют. В современных корпусах 3,5” разъемы часто совместимы с 2,5” разъемами, что позволяет проводить гибкую настройку системы.

Обращайте внимание также на размещение блока питания, разъемы подключения на передней панели (USB, аудио-входы), управление скоростью вращения вентиляторами, температурную панель и количество посадочных мест под SSD и HDD.

Заключение

Игровой компьютер должен быть правильно сбалансированным: нет смысла покупать самый мощный процессор и простенькую видеокарту. Но если через некоторое время планируется апгрейд, можно заранее взять чуть более производительный процессор и сопутствующую материнскую плату.

Без особых потерь имеет смысл немного сэкономить на жестком диске или объеме оперативной памяти, докупив их в будущем — это почти не скажется на производительности системы в целом, но позволит взять более серьезную видеокарту или процессор.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.
6 марта 2017
Перейти к выбору игрового компьютера
Ищем авторов
Хотите опубликовать свою статью или подборку на Яндекс.Маркете?
Напишите нам