Как выбрать микрофон

Микрофон может использоваться как для записи музыки дома, стриминга или караоке, так и для концертных выступлений и записи целого оркестра. Динамические микрофоны, способные пережить резкие перепады звукового давления часто используют для точной передачи звука ударных, а конденсаторные микрофоны могут записывать даже самые тихие звуки.

 

Конденсаторные и динамические микрофоны

Конденсаторные микрофоны более чувствительны, имеют широкий частотный диапазон, передают звук достовернее и могут быть очень компактными. Но они слишком чувствительны к падениям или ударам и не могут работать на холоде. Кроме того, для работы конденсаторного микрофона нужно дополнительное питание 48 В. Такая функция есть во многих микшерных пультах, предусилителях, внешних звуковых картах и других устройствах с микрофонным входом. Если же его нет, можно дополнительно приобрести блок с фантомным питанием. Конденсаторные микрофоны чаще всего используют в студиях звукозаписи, на телевидении и при видеосъемке.

Динамические микрофоны выдерживают резкие звуки или перепады в звуковом давлении, поэтому их часто используют для записи ударных установок. Их конструкция более надежная и менее подвержена выходу из строя после падения. Для динамических микрофонов в меньшей степени характерна проблема «обратной связи», они меньше «ловят» низкочастотные шумы или призвуки. Но у них не самый широкий частотный диапазон и ниже достоверность передачи звука. Динамические микрофоны используют в студиях, на выезде, на концертах, в театрах и дома.

Характеристики микрофонов

Чувствительность микрофона указывается в дБ, и чем меньше это значение по модулю, тем проще микрофону записывать тихие звуки. Некоторые динамические микрофоны имеют достаточно низкую чувствительность в -70 дБ, тогда как многие конденсаторные микрофоны обладают более высокой чувствительностью на уровне от -46 до -35 дБ и выше. Если необходимо провести запись в непосредственной близости от микрофона, не нужно гнаться за устройствами с высокой чувствительностью, и наоборот, если задача предполагает извлечение достаточно тихих звуков в камерной атмосфере (акустическая гитара, струнный квартет), нужно позаботиться о микрофоне с более высокой чувствительностью.

Максимальный уровень звукового давления (SPL) показывает, на какую громкость звука рассчитан микрофон. Высокими значениями уровня звукового давления являются показатели более 90 дБ. Такой шум можно ощутить вблизи Ниагарского водопада или на рок-концерте. Уровень шума в тихой студии звукозаписи составляет 10 дБ, а взлетающий реактивный самолет способен развивать звуковое давление, близкое к болевому порогу человека в 130 дБ. Микрофоны с высоким показателем максимального уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности или любой другой области, где источник звука очень мощный.

Одни из самых важных параметров микрофона динамический диапазон (способность воспроизводить самые тихие и самые громкие звуки без искажений) и отношение «сигнал/шум» (разница в дБ между 94 дБ динамического диапазона микрофона и собственным шумом). Что чем это значение, тем лучше — вы получите более чистое, прозрачное и динамичное звучание.

Чем шире частотный диапазон, тем звук при передаче более естественный и натуральный — и басовые инструменты не «съедаются», и высокие ноты хорошо слышны. Почти все динамические микрофоны имеют диапазон от 50 – 80 Гц до 15 кГц — этого достаточно для вокала и большей части акустических инструментов, за исключением самых низко- и высокочастотных — контрафагота, тубы, большого органа, рояля, контрабаса, большого барабана и скрипки, цимбал и многих деревянных духовых инструментов. Если же стоит задача качественно записать выступление симфонического оркестра, микрофон лучше подбирать с более широким диапазоном — конденсаторный. Для простой передачи речи достаточно охвата в 100 –10 000 Гц.

Чем больше сопротивление микрофона, тем хуже его слышно, если не использовать микшерный пульт или звуковую карту со встроенными предусилителями. При подключении высокоомного микрофона к стандартному входу компьютера или караоке звук будет очень тихим.

Специализированные микрофоны

Микрофоны для общения по сети стоят недорого, поскольку от них не требуют высокого качества звукопередачи. Они бывают настольного исполнения либо в виде «прищепки» для крепления на одежду.

Микрофоны для больших конференций четко передают речь и устраняют посторонние звуки (кашель, шуршание бумаг). Их можно разделить на настольные поверхностные микрофоны, микрофоны «на гусиной шее», микрофоны пограничного слоя (встраиваются в стол или в кафедру вровень с их поверхностью), а также ручные, петличные и головные.

Когда за небольшим столом собирается группа из нескольких человек, не обязательно каждому ее участнику ставить отдельный микрофон, достаточно установить в центре стола один всенаправленный микрофон. Если же участвующих в конференции много, и им необходимо говорить часто по очереди или выступать по одному перед всеми, лучше использовать однонаправленный микрофон «на гусиной шее», кардиоидный или суперкардиоидный, который улавливает звук только непосредственно говорящего в него.

Более продвинутый вариант — большие конференц-системы, состоящие из пульта «председателя» (который может управлять другими микрофонами), пультов «делегатов» и головного устройства, которое позволяет делать переводы, запись самой конференции и назначение групп делегатов. У таких пультов есть кнопка вкл/выкл, возможность подключения наушников, у некоторых — выбор перевода, встроенный динамик и подсветка на стержне микрофона.

Микрофоны для записи видео фотоаппаратом имеют возможность установки в «горячий башмак» (hot shoe) фотоаппарата и подключаются к нему через разъем 3,5 мм mini-jack (реже XLR).

Беспроводные микрофоны

Беспроводные микрофоны очень удобны и часто бывают необходимы в разных сферах — в театрах, на концертах или лекциях в больших аудиториях. Первое, что здесь необходимо учитывать — это расстояние, на котором может работать система, в среднем это 50 – 60 м. Но существуют и системы с дальностью действия до 100 м. Если нужно использовать несколько радиосистем в одном месте, нужно учитывать, сколько радиосистема может иметь разных частот, чтобы они не создавали друг другу проблем.

Головной или петличный микрофон, работающий с радиосистемой, имеет поясной (или карманный) передатчик, микрофон к которому подключается кабелем небольшой длины. Но не всякий микрофон можно подключить к любому передатчику. Недостаток беспроводных микрофонов — необходимость смены батареек или подзарядки аккумуляторов в среднем через 6 ч работы.

Полезные советы

Дорогой профессиональный микрофон нет смысла приобретать, если нет соответствующего оборудования для его подключения — предусилителей или студийных звуковых карт и профессиональных записывающих устройств, а также подготовленного помещения (студии). Он не сможет работать в таких условиях в соответствии с заявленными характеристиками.

Если вы ищете недорогой, но качественный и надежный микрофон для дома, например, чтобы петь в домашнем караоке или записывать вокал на ноутбук, лучше выбрать динамический микрофон, поскольку он наименее подвержен поломке при случайных падениях или ударах и не требует дополнительного питания. Достаточно подключить его к звуковой карте, караоке-системе или в микшерный пульт.

Если микрофон подбирается для записи подкастов в домашних условиях, нужно учесть, насколько он чувствителен и «капризен» — конденсаторный микрофон с высокой чувствительностью будет записывать звуки работающих электроприборов в комнате. Для их устранения нужно будет позаботиться о дополнительных аксессуарах: поп-фильтре и микрофонной стойке.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.
22 марта 2017
Перейти к выбору микрофона
Журнал Маркета ищет авторов
Ваш совет поможет многим
Стать автором