Обзор робота-конструктора Jimu TankBot: знакомство с программированием

Китайская компания UBTech Robotics — один из крупнейших игроков на рынке роботов, ее линейка Jimu включает десяток различных наборов, из которых можно собрать и запрограммировать зверо-, авто- и человекоподобных роботов. В наши руки попал комплект под названием TankBot, из которого можно собрать робота, похожего на главного героя мультика «Валли».

Комплектация

В коробке мы нашли блок управления с аккумулятором, шесть сервоприводов, ИК-датчик, провода, зарядное устройство и 190 мелких деталей, из которых собирается корпус робота.

В приложении Jimu для Android и iOS содержатся 3D-анимированная инструкция по сборке, встроенный графический язык программирования, настраиваемый пульт управления ботом, а также ежедневные задания, мануалы по сборке и программированию и даже увлекательная история про роботов с мультипликационными вставками. Кроме того, там можно бесплатно скачать программы, написанные другими пользователями, или поделиться своими.

Сборка

Первый этап больше всего похож на сборку конструктора LEGO: скрепляем детали в единую конструкцию, руководствуясь инструкцией.

У меня получилось собрать это чудо техники за 1,5 часа. Набор содержит большое число мелких деталей, поэтому лучше собирать его за столом. Части надежно крепятся друг к другу и фиксируются щелчком, для сборки не требуются особых усилий. Но для разборки приложить силу все-таки понадобится, а очень мелкие части отсоединяются «ключом».

Радиоуправление

Сразу после сборки танкбот еще не может сам двигаться. Его нужно соединить со смартфоном по Bluetooth. Система определит, какие блоки подключены, проверит их работоспособность и при необходимости обновит прошивку.

В разделе «Действия» приложения Jimu можно посмотреть, что умеет робот. 

По умолчанию доступно 12 движений, но гораздо интереснее придумать новую комбинацию самому. Для этого включаем «Запись» и начинаем вертеть руки и туловище нашего подопечного (к сожалению, с ногами это проделать нельзя). Лучше всего движения записывать по одному, а общая длина последовательности может быть любой. Далее можно настроить продолжительность выполнения каждого действия. 

Трехмерная модель в центре покажет, как будет вести себя робот, если запустить программу. Своего робота я научил танцевать, скомбинировав движения руками с запрокидыванием корпуса. Главное — не задавать слишком мало времени на маневр, иначе это чревато тем, что бот ненароком расшибет себе что-нибудь от усердия.

Еще один пункт меню «Управление» — это пульт дистанционного управления Jimu. Тут есть джойстик, отвечающий за «ножные» моторы и два действия («поднять» и «нести»), но можно добавить контроллеры отдельно для каждого привода, а также записанные в разделе «Действия» движения. Дальность связи — 15 м в зоне прямой видимости. Заряда аккумулятора хватает примерно на два часа таких игр.

Программирование

В этой модели реализовано исключительно блочное программирование, но в семействе Jimu есть модели, для которых можно писать тексты программ непосредственно на языке Swift. В нашем случае процесс выглядит довольно просто и наглядно — с ним справится даже ребенок.

Вызывается интерфейс написания программ нажатием на кнопку «Программирование» в основном меню. Выбрав нужную команду, перетаскиваем ее на основной экран и группируем с другими командами. Можно сохранить или загрузить программу, посмотреть ее код на языке Swift, а также заглянуть в подсказку по каждому разделу. Внизу расположена иконка для удаления команд и кнопка запуска программы.

Написание кода настолько меня увлекло, что я совершенно не заметил, как за этим делом пролетело четыре часа времени, зато на выходе получилась программа, которая заставляла Jimu самостоятельно кататься по комнате и при обнаружении разбросанных предметов поднимать и приносить их.

Блок-схема программы выглядит следующим образом. Активация — касание по экрану. Далее Jimu движется прямо 10 секунд, пока датчик не увидит препятствие. Если робот ничего не нашел, то с помощью генератора случайных чисел задаем произвольный угол поворота и продолжаем поиски. Если предмет обнаружен, робот подъезжает к нему, берет и возвращается в исходную точку, где кладет предмет перед хозяином и вновь отправляется в случайном направлении. Когда заряд батарейки подходит к концу, мы заставляем робота станцевать, издать через динамик телефона протяжный звук и замереть. Единственная проблема, с которой столкнулся наш герой — иногда на его пути попадалось кресло, которое он самоотверженно, но безуспешно пытался поднять вместе с сидящим на нем человеком. Скорее всего, программированием можно решить и эту проблему.

В приложении зашито несколько простых программ, с которых можно начать знакомство с программированием Jimu. Также можно скачать готовый код, найденный на форуме сообщества.

Резюме

Робот Jimu дает возможность в игровой форме привить ребенку основы программирования, развить мелкую моторику пальцев и просто поднять ему и себе настроение. Набор рекомендован детям от 5 до 100 лет: волшебное превращение символов в программном коде в движения робота способно увлечь любого.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.
4 декабря 2017
Ищем авторов
Хотите опубликовать свою статью или подборку на Яндекс.Маркете?
Напишите нам