Зимние шины: шипованные или нешипованные?

Ответ на этот вопрос в преддверии зимнего сезона ищут тысячи автомобилистов. Попробуем развенчать несколько мифов о шипованной и нешипованной резине.

Сформировалось расхожее мнение уровня «дядя Вася из соседнего гаража рекомендует», что шипованные покрышки лучше работают на льду, а нешипованные — на асфальте. Первое утверждение в большинстве случаев справедливо: вгрызаясь в лед хотя бы на миллиметр, каждый шип работает как якорь. А нешипованные, или по-другому фрикционные, покрышки структуры льда не нарушают: они цепляются за микронеровности покрытия лишь резиновыми гранями. Чтобы увеличить количество этих граней, производители мелко шинкуют блоки протектора. На льду такая конструкция с многочисленными прорезями-ламелями эффективна, а вот на асфальте мягкий протектор во вред, особенно на машинах с чуткой электроникой — антиблокировочными и противобуксовочными системами, которые воспринимают деформацию протектора как блокировку или пробуксовку колес и начинают снижать, соответственно, тормозное или тяговое усилие. В результате на асфальте тормозной путь автомобиля, обутого в «шиповки», зачастую короче, чем на фрикционных покрышках. И не нужно называть их «липучками»: пористая резина, из которой делают эти шины, в лучшем случае обеспечивает удаление воды из пятна контакта, но никак не прилипание.

Еще одно расхожее заблуждение: шипы приподнимают протектор над поверхностью дороги, поэтому по асфальту едешь как на коньках. Вовсе нет — выступание шипов над поверхностью протектора, согласно стандартам, составляет всего 1,2±0,3 мм, к тому же при качении по твердому покрытию шипы утапливаются — опорой им служит не жесткий каркас шины, а резина подпротекторного слоя. В этом, кстати, кроется причина того, что при значительном понижении температуры шипованные покрышки теряют свои преимущества над нешипованными. Если лед при -5 ºC легко крошится «гвоздями», то при -15 ºC и тем более при -25 ºC он значительно тверже, и шипы не могут его продавить: зацеп ухудшается, а резина дубеет. В то же время более мягкая резиновая смесь, из которой делают шины без шипов, сохраняет эластичность и при экстремально низкой температуре.

Все вышесказанное справедливо лишь для нешипованных покрышек так называемого нордического типа, то есть предназначенных для суровых зимних условий — именно такие в основном используются в России и в скандинавских странах. Но есть еще зимние центральноевропейские шины — они предназначены для мягких зимних условий, когда температура достигает околонулевых значений и ездить приходится в основном по асфальту. И ездить быстро — в том числе и по немецким безлимитным автобанам. Вот по отношению к этим зимним шинам утверждение «дяди Васи» справедливо на все сто процентов: на льду такие покрышки ведут себя заметно хуже шипованных, а на асфальте — значительно лучше. От нордических они отличаются скругленными плечевыми зонами, меньшим количеством ламелей и более жестким протектором.

Пользоваться такими шинами в условиях русской зимы можно, если вы живете в южных регионах или крупных городах европейской части России. И в том, и в другом случае ездить приходится в основном по асфальту — мокрому, а то и сухому. И когда хочется не просто ездить, а гонять с удовольствием, особенно на быстром, мощном автомобиле, такие покрышки дают возможность это делать и в зимние месяцы. Однако нужно быть готовым к тому, что при снегопаде или гололеде придется снижать скорость больше, чем это делают соседи по потоку, чьи машины обуты в шипованные или нешипованные нордические шины.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.
21 марта 2018
Перейти к выбору зимних шин
Журнал Маркета ищет авторов
Ваш совет поможет многим
Стать автором