История

Чем заниматься с ребенком от года до трех лет

Советы Монтессори-педагога
Материал подготовлен
Материал подготовлен

при участии Анны Федосовой

Психолога, Монтессори-педагога, эксперта сообщества Монтессори.Дети

7 августа 2016
1 224

От года до трех ребенок стремится делать все сам, но у него не всегда получается. Задача родителей — помочь ребенку в развитии функциональной независимости. Для этого нужно не только не выполнять все действия за малыша, но и продумать домашнюю обстановку так, чтобы ребенок действовал самостоятельно. Мы подскажем, чем можно заниматься в этом возрасте и какие изменения сделать дома, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее.

 

Создаем условия для самостоятельности

В 1,5 года дети уже способны делать многие вещи без посторонней помощи или с минимальной поддержкой, например, ухаживать за собой. Главное — создать подходящие условия и выработать правильный алгоритм действий.

Если у ребенка будет доступ к шкафу, комоду или полкам с одеждой и обувью, он сам сможет выбрать, в чем пойти на прогулку. Но малышу поначалу трудно сориентироваться и сделать выбор среди большого количества вещей, поэтому приготовьте не менее трех готовых комплектов и положите их на видное место.

В этом возрасте малыша уже можно приучать к горшку, и горшок должен стоять в туалете, а не в детской комнате, иначе ребенку будет сложно понять, что посещение туалета — это интимный процесс. Да и негигиенично это — когда горшок находится рядом с игрушками. Если же вы хотите перескочить «стадию горшка», купите детскую накладку на унитаз со ступеньками и перилами, и тогда ваш малыш начнет копировать взрослых и быстро овладеет новым навыком.

Доверьте ребенку простые операции с едой и посудой: поставить на стол бутылочку с соком или пластиковую тарелку с пюре, разложить в правильном порядке столовые приборы, положить еду из общей посуды в свою, намазать джемом хлеб или перемешать салат. А если что-то прольется или разобьется, всегда можно взять тряпку или веник и навести порядок.

Подробнее о том, чем можно занять ребенка на кухне, читайте в нашей отдельной статье.

Ребенку неудобно сидеть за взрослым столом на обычном стуле, поэтому купите для него детскую мебель, а при составлении гардероба, старайтесь, чтобы у одежды были несложные застежки, которые можно застегнуть и расстегнуть самостоятельно.

Не покупайте комбинезоны, штаны на лямках, боди, кофты с узкой горловиной и молниями на спине — с ними даже взрослому человеку бывает сложно справиться, а ребенку просто не под силу.

Важно, чтобы ребенок мог пользоваться предметами в доме — низкий выключатель позволит включать и выключать свет, отдельная вешалка и полка для вещей — собираться на прогулку и убирать игрушки, дополнительный столик в гостиной — самому выбирать место для рисования: рядом с родителями или в своей комнате, а ночник возле кровати — спокойно засыпать в темноте, ведь его можно включить в любой момент.

Больше активности!

Если пространство и ваши финансовые возможности это позволяют, купите ребенку спортивный уголок. Но совсем не обязательно превращать детскую комнату в фитнес-центр — интересные спортивные развлечения можно придумать и без этого.

Ребенок будет в восторге от предложения несколько раз пролезть под столом, попрыгать через скамеечку или вместе с папой сделать комплекс гимнастических упражнений. На прогулке разрешайте малышу бегать, прыгать, лазать по детской площадке, качаться на качелях и скатываться с горки.

Особое внимание уделите упражнениям, позволяющим скоординировать движения обоих рук и ног: ползание, откручивание крышки у банки, мытье посуды губкой, еда с помощью вилки и ножа, застегивание пуговиц и липучек. Они тренируют межполушарное взаимодействие, необходимое для успешной работы мозга, решения двигательных и мыслительных задач. 

Подробнее об упражнениях для развития мелкой моторики читайте в нашей отдельной статье.

Как ни парадоксально, но развитию навыков письма и чтения лучше всего способствуют операции, не имеющие ничего общего с этими процессами. Например, полезно следить взглядом за катящимся предметом — это формирует навык слежения, который будет использован ребенком при чтении. Захватывая пальцами маленькие фигурки, ребенок развивает тонкое управление пальцами для владения ручкой. Рамки и вкладыши учат анализировать и сопоставлять форму и контур предмета, чтобы впоследствии верно воспроизводить графемы. Движения, требующие пересечения вертикальной оси тела, как при подметании метлой, развивают навыки, необходимые для адекватного восприятия всего пространства листа, без различия левого и правого зрительного поля.

Кстати, чем больше мы учим малыша рисовать, тем хуже формируются художественные способности и навыки письма. Намного эффективнее, если ребенок будет самостоятельно изучать пространство листа, экспериментировать с доской, пленкой, красками, рисовать разные линии и координировать руки и глаза.

Товары для рисования

Если мы показываем ребенку, как нужно рисовать, он прекращает свои эксперименты и старается копировать действия взрослых. При этом малыш, скорее всего, останется недоволен результатом и будет просить, чтобы рисовали вы, а сам предпочтет только наблюдать.

Сенсорное развитее важно, но лучше, если оно вплетено в жизнь. Маленькие дети — прагматичные существа, им необходимо чувствовать и понимать смысл своих действий, поэтому замешивать тесто лучше, чем лепить из пластилина, а исследовать фактуру поверхностей, натирая деревянную статуэтку полировкой или протирая стол губкой — интереснее, чем рассматривать пособия. Впрочем, перебирать разнообразный природный материал или манипулировать предметами интересной формы — одно из самых подходящих занятий для детей этого возраста.

Наблюдайте за ребенком и постарайтесь определить, что вызывает у него интерес и предлагайте похожие занятия. Например, если ребенку нравится соединять разные предметы, придумайте безопасные виды активности: расставляйте цветы по маленьким вазочкам, рассовывайте карандаши по петлям в пенале, собирайте пирамидки, нанизывайте колечки на изогнутые палочки или бусины на нитку, открывайте ключом навесной замок, раскатывайте деревянной скалкой тесто.

Просто обведите комнату глазами и найдите интересные вещи и процессы, которые можно с их помощью делать. Воспитание — это совместное приключение и творчество. Разделите его со своим ребенком, и он это оценит.

Коммуникация с ребенком

В возрасте 18 месяцев дети с радостью узнают знакомые предметы и внимательно слушают, если взрослый называет изображение на карточке или в книге. Старайтесь описывать происходящее, а не использовать синонимы для обозначения одного явления и уменьшительно-ласкательные суффиксы. Учите ребенка простым словечкам «мяу», «бум», «ой» и жестам, с помощью которых можно попросить предмет, но не поощряйте замену ими «настоящих» слов. Постоянно разговаривайте с ребенком, а не вспоминайте об этом только для того, чтобы дать ценное указание или поругать.

Друзьям это тоже будет интересно

7 августа 2016
1 224
Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.