История

Обзор квадрокоптера DJI Phantom 4

Георгий Полицарнов

Журнал о фототехнике и фотографии PROPHOTOS

5 сентября 2017
995

Съемка с коптеров — самое революционное событие в фото- и видеомире за последние годы, что прекрасно демонстрируют результаты крупнейших мировых фотоконкурсов: среди победителей всегда есть кадры, снятые с воздуха. Чтобы делать эффектные снимки с высоты, не нужно быть опытным пилотом и обладать исчерпывающими знаниями в авиамоделизме — сегодня на рынке есть технические решения, с которыми работать также легко, как с обычной радиоуправляемой игрушкой. Квадрокоптер DJI Phantom 4 — это целая система для съемки с воздуха, где применяется множество умных технологий, «упакованных» в простой и дружелюбный интерфейс.

  Готовимся к взлету

Первым пунктом в подготовке к полету стоит чтение инструкции. Я на это потратил целый день, зато вопросов не осталось никаких. Летать, не прочитав инструкции, настоятельно не рекомендую. Слишком легко допустить фатальную ошибку.

Итак, открываем коробку. Внутри белого картонного кубика спрятан кейс из амортизирующего вспененного материала. В кейсе на своих местах лежат все части коптера: корпус, два комплекта быстросъемных лопастей, зарядное устройство и пульт. Идеальное решение для переноски «из коробки»: взял кейс за ручку, и вперед, на съемку. По степени продуманности мелочей продукт получился близким к гаджетам Apple.

Впрочем, одной «мелочи» в коробке все же нет. Речь идет о смартфоне или планшете, который выполняет как минимум половину задач по управлению DJI Phantom 4. Подразумевается, что у современного человека подобного устройства не может не быть. Поэтому достаем из кармана смартфон и устанавливаем на него приложение DJI GO 4 (для Android и iOS). Теперь «пазл» собран.

Заряжаем пульт управления и аккумулятор коптера от зарядного устройства, устанавливаем лопасти. Крепим смартфон на пульт управления и соединяем их USB-кабелем. В такой конфигурации уже можно лететь, но предварительно нужно зарегистрироваться в системе DJI и, возможно, обновить прошивку устройств. Коптер легко перепрошивается при помощи того же смартфона.

В пульте управления стоит мощный аккумулятор, который заряжает смартфон во время совместного использования. Отличное решение, ведь в случае отключения смартфона во время полета пилот, как минимум, не видит того, что видит коптер.

DJI Phantom 4 спроектирован таким образом, чтобы вести съемку даже вне видимости пилота: высоко в небе и на большом удалении. По умолчанию максимальная высота полета задана на уровне 120 м от точки взлета, а удаление — 480 м. В настройках приложения DJI GO 4 эти расстояния можно увеличить.

Создатели дрона очень тщательно подошли к вопросам электропитания. Его батарея способна сама разряжаться после нескольких дней хранения. Дело в том, что литиевые аккумуляторы портятся от хранения в полностью заряженном состоянии. Поэтому лучше просто дозарядить аккумулятор перед полетом.

Купив Phantom 4, нужно сразу приобрести несколько батареек, под две из них есть дополнительное место в кейсе. Время полета на одной батарейке не превышает 28 минут, а холодная погода и сильный ветер могут сократить его до 15 минут.

Полет

Если вы взлетаете первый раз, приложение предложит режим для новичка с ограничением по дистанции. И это правильно: потерять столь дорогой коптер по неопытности было бы обидно. Впрочем, сделать это не так уж просто. И на пульте, и на экране приложения есть кнопка Home, которая возвращает коптер в точку взлета. Она задается автоматически или вручную каждый раз перед началом полета. Возвращаться Phantom 4 будет не по прямой, а поднявшись на безопасную высоту для облета препятствий и снижаясь строго вертикально лишь над точкой взлета. Такой же маневр коптер проделает, когда его батарея будет на исходе.

Точность автоматического возврата в точку взлета поражает. В видеоролике коптер «промазал» буквально на пару десятков сантиметров.

Для тех, кто боится брать на себя управление в ответственный момент, есть функция автоматического взлета и посадки. Но эти же операции можно проделывать и в полуавтоматическом режиме. Действия пилота почти всегда так или иначе контролирует автоматика.

У DJI Phantom 4 есть три режима полета. Квадрокоптер в режиме позиционирования ориентируется в пространстве с помощью GPS и системы визуального позиционирования. В этом режиме доступны функции интеллектуального полета, TapFly и ActiveTrack. В спортивном режиме он может развивать скорость до 72 км/ч, ориентируясь по GPS и системе визуального позиционирования. В ручном режиме квадрокоптер точно удерживает позицию по высоте, но отключает GPS. Phantom 4 двигается плавно, это идеальный режим для видеосъемки. Он будет полезен и при полетах в закрытых пространствах.

 

Мы не летали в помещениях и не пытались поставить рекорды по скорости, поэтому ограничились режимом позиционирования P. Его главное преимущество в том, что коптер летает «по приборам»: он использует для точного позиционирования данные GPS и ГЛОНАСС, компас, ультразвуковой датчик высоты и другую умную электронику.

Для облета препятствий могут использоваться две дополнительные камеры. Пилот стиками на пульте задает лишь относительные смещения коптера от некоего стабильного состояния. Если бросить стики в нейтральном положении, то коптер зависнет на месте, самостоятельно компенсируя влияние ветра и других факторов. И это, пожалуй, самое ценное в Phantom 4: мастерства пилотирования не требуется, во всяком случае, на первый взгляд.

Управлять можно как непосредственно глядя на коптер, так и с помощью системы FPV (First Person View). Она передает изображение на экран смартфона или планшета в высоком разрешении с минимально возможной задержкой, которая практически не чувствуется. Впрочем, на больших дистанциях возможны перебои с сигналом, и нужно быть готовым в любой момент взяться за управление без функции FPV, чтобы не допустить опасных ситуаций. Это особенно важно при боковом сближении с объектами.

Съемка с высоты птичьего полета

Все то, что видит камера дрона, может быть записано на карту памяти в виде фото (12 Мп в JPEG и/или DNG-формате) или видео. Максимальное разрешение видео весьма серьезное — до 4К.

Камера с подвесом является неотъемлемой частью летательного аппарата. Только так можно реализовать эффективную стабилизацию, без которой качественная съемка просто немыслима. Как бы сильно ветер ни раскачивал коптер, рывков и тряски в кадре не наблюдается. Эта запись сделана при сильном ветре, обратите внимание на сосны внизу.

Проблемы со съемкой могут возникать лишь при очень сильном порывистом ветре. Когда дрон попадает в сильный порыв, система стабилизации может допускать рывки. Один раз в кадре промелькнули пропеллеры, но это действительно крайний случай. Также при компенсации сильного порыва ветра коптер может терять высоту.

Чтобы запустить съемку, достаточно нажать кнопку записи на пульте или экране. Она же останавливает запись. Для фотосъемки есть отдельная кнопка. Управлять наклоном камеры можно с помощью качельки под левой рукой. Диск под правой рукой позволяет настраивать параметры съемки. Например, с его помощью можно вносить экспокоррекцию. У пульта есть еще две программируемые кнопки, которые можно использовать для быстрого доступа к настройкам камеры.

Сложность лишь в одном: управление записью и полетом сосредоточено в руках одного человека. Из-за этого осуществить сложный маневр и сохранить плавность съемки не всегда получается. Для этого и нужны автоматические режимы полета.

Автоматические режимы полета

Система управления DJI Phantom 4 почти так же эффективна, как автопилот самолета, она дает возможность пилоту сосредоточиться на фото- и видеосъемке. Для этого предусмотрено несколько режимов.

Самый простой из них называется Tap to fly (Полет по касанию). Выбираем его в настройках приложения, определяем на экране объект, к которому нужно лететь, задаем требуемую скорость полета (например, 2 м/с для плавной картинки). Вуаля! Наш коптер летит сам, огибая препятствия — для этого используются две фронтальные камеры визуальной системы позиционирования. Пилот в это время может сосредоточиться на управлении наклоном камерой или плавном изменении высоты. В предыдущих версиях Phantom такой функции не было.

Второй новинкой стала функция слежения за объектом. Коптер распознает объект и следует за ним, удерживая его в кадре. Не врезаться в препятствия помогает система визуальной ориентации.

Еще одним интересным режимом, с которым хорошо знакомы обладатели предыдущих моделей Phantom, является облет объекта. Пилот задает центральную точку круга, по которому потом полетит коптер. После этого он отлетает на требуемое расстояние и запускает съемку. Коптер делает круг заданного радиуса относительно центральной точки. Скорость полета и его высоту, наклон и настройки камеры пилот может менять. А вот за траекторию и удержание камеры на объекте отвечает автоматика. Совершить такой же маневр, управляя дроном «вручную», было бы непросто.

Итог

Серьезные возможности фото- и видеосъемки относят DJI Phantom 4 к числу полупрофессиональных фото- и видеокамер… только летающих. На сегодняшний день это продуманное и отлично работающее решение для качественной аэросъемки. Плавность картинки порой такая, что видео кажется снятым со штатива. Коптеру под силу полеты по сложным траекториям, вблизи снимаемых объектов, в сложных метеоусловиях.

Безусловно, небольшой размер матрицы (формат ½,3″) не позволяет получить такое же качество снимка, как с зеркальной камеры. Но устройство выступает в другой весовой категории. Для получения более высокого качества пришлось бы арендовать настоящий вертолет или приобретать более тяжелый и сложный в управлении коптер. Такие решения на рынке есть, но по легкости получения результата они серьезно уступают Phantom 4. Трудно реализовать более взвешенное и продуманное решение для получения эффектных кадров для свадебной съемки, полупрофессионального видеопроизводства или даже телесъемок.

Друзьям это тоже будет интересно

5 сентября 2017
995
Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.

Почитать ещё

Журнал Маркета ищет авторов
Ваш совет поможет многим
Стать автором