История

Учимся считать

Советы педагога
2 613

Навыки счета нужно прививать детям с самого юного возраста. Во время игр в магазин, «дочки-матери», в настольные и подвижные игры, ребенку приходится давать сдачу, считать ходы и сервировать стол, учитывая количество «гостей», которые придут на кукольное чаепитие.

Когда начинать

С двух лет можно начинать обращать внимание ребенка на то, что все предметы представлены в разном количестве. В основе обучения должны быть наглядные примеры: для двух ручек нужны две варежки, для двух ножек — два ботинка, мамино платье длиннее, чем у дочки, а у дочки — длиннее, чем у куклы. Так у ребенка появляются навыки количественного сравнения и он начинает понимать, что значит больше, меньше и равно.

Развивая мелкую моторику, считайте пальчики на одной, а затем на двух руках — так ребенок постепенно запомнит последовательность цифр от 1 до 10. Используйте на занятиях игрушки с цифрами, звуковыми и световыми эффектами. С их помощью ребенок научится узнавать цифры и отличать их от букв.

Сравнение различных предметов развивает логику. Если к кукле на ужин пришли пять ее подружек, то стол с шестью тарелками, наглядно покажет, что одна чашка лишняя, а значит пять меньше шести.

Игрушки для развития математических способностей

Знакомство с цифрами

Когда ребенку исполнится три-четыре года, переходите к более серьезным упражнениям с карточками с изображением цифр или магнитной кассой цифр. Ребенок, привыкший к тому, что «три» — это три машинки, будет видеть рядом с изображением цифру 3 и начнет быстрее запоминать символы. Во время занятий показывайте ребенку разное количество предметов и просите его найти карточку, соответствующую их количеству.

Играя в магазин, карточки с цифрами можно использовать как деньги, а игрушечные фрукты и овощи превратить в необычный счетный материал. Карточки можно купить готовые или сделать их вместе с ребенком: цифры нарисуйте толстым маркером, а картинки, иллюстрирующие количество предметов, замените наклейками. 

Игрушечные фрукты и овощи

Собираясь на прогулку, начните отсчитывать время до выхода — это поможет освоить принципы обратного счета. Для развития навыков порядкового счета считайте количество ступеней, проезжающие машины или магазины, которые вы проходите по пути в детский сад.

Разобраться с понятием «состав числа» поможет коробка с карандашами. Расскажите ребенку, что набора из двух карандашей хватит, чтобы он вместе с мамой смог нарисовать картину, то есть число два можно разложить на один и один, а с набором из трех карандашей можно и папу позвать рисовать — три можно разложить на два и один. В дальнейшем в процессе разделения числа на его составляющие ребенок начнет осваивать несложные арифметические операции.

К пяти годам старайтесь меньше использовать счетный материал при подсчете предметов. Малышам легче освоить азы математики, загибая пальцы, прибавляя или вычитая счетные палочки, но постепенно нужно переходить к устному счету. Математические цепочки и настольные игры помогают запоминать результаты вычислений и производить в уме несложные арифметические операции.

Начните с упражнений, где нужно считать предметы и выстраивать карточки по порядку. Например, чтобы собрать пирамидку, ребенку потребуется составить цепочку из пяти карточек — к первой карточке с пустой пирамидкой присоединить еще четыре картинки, где на пирамидке будет сначала одно, потом два, три, четыре колечка.

Постепенно усложняйте задания. Пусть ребенок возьмет карточку с предметом, соединит ее со знаком и цифрой, а затем с карточкой, на которой изображено количество предметов, получившееся после операции с первой и второй карточкой. Чтобы у ребенка не возникло трудностей с понятием «подобные слагаемые», работайте с карточками, иллюстрирующими одну тему: животные, спорт, одежда, игрушки.

На занятиях используйте математические прописи — они развивают мелкую моторику, учат писать цифры и математические знаки. Начните с простых заданий: предложите ребенку обвести рисунки по точкам, затем переходите к более сложным упражнениям, где нужно нарисовать цифры и геометрические фигуры, ориентируясь на образец. Следите, чтобы ребенок не только повторял рисунок, но и не отклонялся от линии, не заезжал за рабочие клетки и соблюдал интервалы между картинками.

Авторские методики

Вопросу обучения ребенка математике посвящено множество авторских методик. В каждой из них есть свои плюсы и минусы. При работе по методике Домана, ребенку показывают яркие точки диаметром 2 — 3 см, нарисованные на бумаге. Их количество начинается с 5 и постепенно доходит до 20 штук. В процессе тренировок ребенок перестает пересчитывать точки и начинает «на глаз» определять их количество. На следующем этапе карточки комбинируют между собой и ребенок должен определить общее количество точек — например, карточку с пятью точками соединяют с карточкой с двумя точками, и в сумме получается семь точек. Упражнение выполняются устно — так ребенок учится производить математические операции в уме. Методика Домана вырабатывает хороший навык автоматического счета, но недостаточно развивает интеллект и мышление. Кроме того, ребенок не осваивает понятия «шире-уже», «больше-меньше».

Для занятий по методике Зайцева необходимы специальные таблицы, карточки с цифрами и карточки, показывающие состав числа. Карточка, обозначающая 0, закрашена полностью, цифру 1 обозначает одна закрашенная ячейка, цифру 2 — две ячейки, цифру 3 — три ячейки. Десятки обозначаются несколькими полностью закрашенными карточками. Обучающие материалы развешивают на стенах или магнитной доске, и по мере изучения цифр из карточек получается длинная цепочка. С ее помощью можно изучать не только состав и порядок чисел, но и освоить сложение и вычитание. Ребенок убирает или прибавляет число на ленте чисел и сразу видит правильный ответ. Метод Зайцева учит быстро считать, но не очень хорошо развивает мелкую моторику, а значит ребенку будет сложно писать цифры.

Обучение по методике Никитиных строится на основе развивающих игр. В комплект для игры в «Уникуб» входят кубики с разноцветными гранями и задания. Ребенок должен соединить грани одного цвета, чтобы получился узор, как на картинке. Во время упражнения «Дроби» ребенок работает с тремя рамками с вырезанными на них кружками: целыми и разделенными на части (от 2 до 12 частей). С их помощью можно объяснить понятия «целое число», «половина», «треть». В методике Никитиных не очень много упражнений на развитие речи, но зато она учит ребенка самостоятельности, развивает логику и пространственное мышление.

Занятия по методике Монтессори начинаются с понятий «больше-меньше», «длиннее-короче», «шире-уже». Ребенок составляет из отдельных частей геометрические фигуры, изучает таблицы с цифрами и соотносит цифры с соответствующим количеством предметов, сравнивает деревянные штанги длиной от 10 см до 1 м, которые символизируют цифровой отрезок от 1 до 10. Для обучения счету используются коробочки. В каждый контейнер кладут 10 предметов, ставят их в ряд и предлагают ребенку посчитать десятками: «В одной коробке 10 пуговиц, в двух коробках 20, в трех коробках 30». Когда малыш освоит десятки, к коробкам присоединяют отдельные предметы, например, 3 машинки и 2 конфеты. Нужно сложить отдельные предметы и присоединить к ним коробки. Занятия по методике Монтессори развивают мелкую моторику, но ребенку понадобятся дополнительные занятия, направленные на работу с правым полушарием.

Для гармоничного овладения необходимыми знаниями лучше составлять для каждого ребенка индивидуальную программу, комбинируя упражнения из разных методик.

Друзьям это тоже будет интересно

2 613
Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.
Поделитесь своим мнением
Войдите, чтобы оставить комментарий.
Расскажите читателям
о своём опыте
Стать автором Журнала Маркета

Почитать ещё

Получайте самые интересные статьи по почте
Мы присылаем их не чаще раза в неделю
Нажимая «Подписаться», я соглашаюсь получать рекламные и иные маркетинговые сообщения
от ООО «Яндекс.Маркет» на условиях Политики конфиденциальности и Пользовательского соглашения.