История

Упражнения для развития моторики

Советы педагога
Василиса Кузнецова
Василиса Кузнецова
специалист по досуговой работе в центре досуга и спорта района Хамовники
27 апреля 2016
1 396

Все дети любят играть со своими родителями, но совсем не обязательно мучить папу игрой в лошадку — педагоги нашего центра разработали упражнения, которые не только нравятся детям, но и развивают память, интеллект, речь, сенсорику, крупную и мелкую моторику. И что немаловажно, их легко повторить дома.

 

Упражнения с водой

Обычно мы начинаем с водных игр, например, «Вылови предмет». Возьмите прозрачную чашку с подкрашенной водой, на дно опустите цветные камешки и пластмассовых рыбок и предложите выловить все предметы с помощью сачка-сеточки, пластиковой ложки или вилки. Чтобы заинтересовать ребенка, расскажите ему сказку, например, о том, что одна рыбка потеряла своих друзей, и только он может помочь их спасти.

Для игры «Водяная мельница» понадобятся две емкости. Одну из них наполните до середины водой. Задача — с помощью столовой ложки перелить воду из одной емкости в другую. Когда ребенок будет хорошо справляться с этим упражнением, покажите ему, как переливать воду при помощи губки. При этом пойте песенку:

Я похож на зайчика,

На мышку полевую.

А может я тушканчик,

Об этом я горюю-горюю-горюю

(на последнем повторе выжимаем губки).

В дальнейшем вместо воды можно использовать что-нибудь сыпучее — например, фасоль или горох.

Но самое веселое, на мой взгляд, задание — это «Радужное пианино». Добавьте в миску с водой пену для ванн или жидкое мыло и попросите ребенка взбить пену, шевеля пальчиками в воде.

Игры с сыпучими веществами

Насыпьте в миску пшенную крупу и спрячьте в ней маленькие игрушки. Желательно, чтобы они были связаны общей темой — животные Африки, лесные птицы, морские обитатели. Затем найдите вместе с ребенком всех животных и придумайте им имена.

Очень весело рисовать на подносе с манкой. Чтобы получилась четкая картина, слой крупы должен быть толщиной от 1 до 2 см. Предварительно распечатайте узор ­— елочки, сердечки, ромбики, звездочки — и положите картинку напротив. Попробуйте повторить рисунок, а когда ребенок в совершенстве овладеет техникой, начните рисовать наперегонки.

Игрушки

Нашим ученикам очень нравятся деревянные ботинки с петлями для шнуровки и набором ярких и толстых шнурков. Обычно дети их зашнуровывают с 6-10 раза. Еще обратите внимание на деревянные бусы. Малыши с радостью их нанизывают, а в процессе учат цвета и формы.

Во время упражнения вспоминайте сказочные сюжеты или придумывайте свои:

Верьте аль не верьте,

Но где-то на белом свете

Живет Нептун с семейкой,

Кошкой и канарейкой,

С дочерью Лизой —

Почти маркизой,

С любимой медузой

И с огромным пузом!

Сказки можно рассказывать и во время путешествия по деревянному лабиринту — эти игрушки ярко раскрашены и очень нравятся детям. В комплект входит несколько фигурок сказочных персонажей, и ребенку нужно с помощью пальцев провести фигурку по лабиринту до дома, предмета или другого персонажа. Дети будут в восторге, если вы расскажите известную сказку, например, «Колобок», на новый лад:

Покатился Колобок,

На опушке видит — Волк.

Так не шибко чтоб большой,

Но характер волевой.

Эй, румяный, подь сюда,

Ты откуда и куда?

Кушать я хочу, как волк,

В колобках я знаю толк!

Лабиринты

Когда мама занята и не может принимать участие в детских играх, ребенка можно развлечь картонными или пластиковыми сортировщиками. Это могут быть стаканы-непроливайки и поролоновые шарики. Задача — рассортировать шарики по цвету и пропихнуть через узкое отверстие в стакан-непроливайку.

Еще один вариант — большое ведро с пластиковой крышкой, в которой сделаны отверстия в форме разных геометрических фигур. В ходе упражнения ребенок рассортировывает деревянные фигуры и опускает их в ведро через крышку, при этом не только развивается мелкая моторика, но и выучиваются названия фигур.

Советую хотя бы один раз посетить занятия в детском центре, чтобы педагог показал, как нужно выполнять упражнения, и скорректировал ваши действия и действия ребенка. Конечно, производители сопровождают товар инструкцией, но она далеко не всегда отражает все возможности игрового набора.

Сортеры для малышей

Пальчиковые игры и творческие задания

В них основной инструмент — руки и пальчики, именно они будут изображать животных и сказочных персонажей. Сядьте рядом, рассказывайте стишки-потешки, и пусть ребенок за вами повторяет:

На берегу

Большой реки

Пчела ужалила

Медведя прямо в нос.

Ой-ой-ой-ой!

Вскричал медведь,

Сел на пчелу

И начал петь.

(и все с начала)

Дети очень веселятся, когда в стишках встречаются выдуманные слова:

Парам-парейро — Хэй!

Парам-парейро — Хэй-хэй-хэй!

(ответ сопровождается хлопком).

Настроение каково? — Во!

(большой палей вверх).

Все такого мнения? —

Все, без исключения!

(показываем ладошки и растопыриваем пальцы).

Может вы уже устали?

Мы таких с собой не брали!

(вертим головой в разные стороны).

Может лучше отдохнем? —

Лучше песенку споем!

(прыгаем на месте)

Если к вам в дом пришли гости с маленькими детьми, организуйте игры с разноцветными массажными мячиками. С ними можно играть одному или вдвоем, но в компании получается интереснее. Задача — собрать мячики, разбросанные по комнате, и разложить их в коробки по цветам. Мячики можно заменить на желуди, каштаны или шишки. Только помните о том, что предметы должны быть не тяжелыми, чтобы их легко можно было взять детскими пальчиками.

А еще можно объявить, что сегодня Новый год, и нарядить елку. Только делать это будем с помощью удочки — повесим на елку пластиковые или картонные игрушки, а потом удочкой же их снимем.

Детей очень увлекают упражнения с сенсорной стеной, когда на специальном коврике открывают молнии, расстегивают пуговицы, крючки, кнопки. Такой стенд можно сделать и самостоятельно: обтяните плотный картон тканью и пришейте на него различные швейные принадлежности.

Игрушки для развития мелкой моторики