1. Работа с текущим ассортиментом
Отслеживание сезонности и трендов
Мы анализируем и товарную категорию, и товары внутри неё. Сейчас в Яндекс.Маркет Аналитике доступны данные с 1 января 2019 года, и за январь — апрель мы добавляем их к нашим собственным отчётам по сезонности, чтобы уточнить картину. Когда появятся данные за несколько лет, можно будет строить сезонность отдельно по Аналитике и сравнивать со своей.Сравнение ёмкости категорий
Если спросить у магазинов, почему у них именно такой ассортимент, многие ответят, что так сложилось исторически. На основании этих «исторически сложившихся» продаж они планируют и другие важные вещи: складские мощности, логистику, рекламные бюджеты. Но возможно, ситуация на рынке давно изменилась. Что если самая «жирная» товарная категория магазина даже не входит в топ-10 категорий данного направления? Чтобы держать руку на пульсе рынка, мы анализируем вес товарных категорий. Смотрим общую ситуацию по рынку в выручке и в штуках, сравниваем с долями продаж у нас в магазине. Если замечаем статистически значимые расхождения — копаем глубже, выясняем причину.
Сравнение популярности товаров внутри категории
Мы более детально изучаем популярность товаров по ряду ключевых категорий. Смотрим и по географии, и по ценовым сегментам, и по возможной каннибализации одного товара другим. Больше всего это помогает, когда мы анализируем продажи товаров собственной торговой марки.
Мониторинг цен на конкретные товары: KVI-позиции, новинки, хиты
Собирая данные из разных источников, мы понимаем, что объективно является KVI-позицией или хитом. Такие товары продаются во многих магазинах, их можно найти на любом строительном рынке. Цены на них мы мониторим особенно тщательно — можно быть не в рынке по цене на шуруповёрт С-бренда, но никак не на Макиту 2470. Мы регулярно изучаем данные потоварно по категориям в разрезе по федеральным округам и получаем картину изменения не только продаж, но и продажной цены.
Анализ ёмкостей ценовых групп
Когда к нам приходит поставщик и предлагает продавать, например, его перфораторы, — не лучше и не хуже других — а у нас уже продаются 50 разных перфораторов, нужно понять, повысит ли это наши продажи и не каннибализирует продажи других брендов. Для этого мы изучаем информацию по ценовым сегментам: какой бренд в каких сегментах популярен, что именно популярно, сколько денег или штук находится в том или ином сегменте.Формирование ассортимента в офлайн-магазинах
У каждого магазина есть свои клиенты и свои популярные товары. Где-то отлично идут электроинструменты и расходка к ним, где-то — садовая техника. Но вкусы покупателей меняются, и отследить этот момент не так просто. Люди могут не спрашивать о товаре, которого нет в магазине, или запрос может быть единичным и не отражать общую картину. В этом случае помогают данные Яндекс.Маркет Аналитики в разрезе по регионам. Региональные особенности — и по категориям, и по брендам — учитываются ещё на этапе разработки ассортимента магазина. Иногда мы обнаруживаем товарные «аномалии» — это позволяет сильно сэкономить, ведь хранение низколиквидного товара в магазине стоит денег. А если таких товаров много, расходы умножаются.
Примеры отчётов в кабинете Яндекс.Маркет Аналитики
2. Работа с потенциальными новинками
Поиск хорошо стартанувших новинок и хитов
Рынок в нашей категории большой, новых моделей появляется много. Не все из них нужно отслеживать, никаких человеко-часов на это не хватит. Но если товар только вышел и уже популярен — этого мы не упустим. Процесс здесь полуавтоматический: регулярно собираем данные, сводим их вместе и на основании синтетических индексов понимаем, что товар надо брать.
Кроме того, на основании потоварных продаж — и в штуках, и в рублях — мы регулярно анализируем, не пропустили ли мы хит, на котором могли бы сейчас хорошо заработать.
3. Анализ конкурентов и ценообразование
Что касается ценообразования, у нас есть свой алгоритм расчёта цен, и Яндекс.Маркет Аналитику используем для их уточнения. Все мы живём в условиях рынка и жёсткой конкурентной борьбы. Чем точнее мы попадём с ценой в ожидания покупателя, тем больше и эффективнее будем продавать.